Synthi-100 EMS
Синти-100 (Synthi-100) выпускала английская фирма EMS (Electronic music Studios) c 1974 года. Всего было собрано около 30-ти экземпляров. Стоил он 25 000 долларов (сейчас он стоит в разы дороже). Построил его русский по происхождению инженер, потомок князей Долгоруких - Петр Зиновьев. В Москве на фирме "Мелодия" проводилась выставка мировых достижений в области музыкальных технологий. Там был представлен и Синти-100. К композитору Д. Шостаковичу пришла целая делегация композиторов с просьбой написать письмо советскому премьер-министру Косыгину о целесообразногсти приобретения этого инструмента. Косыгин письмо подписал, и Синти-100 привезли в Москву. Установкой синтезатора занимался сам Петр Зиновьев и несколько других инженеров от фирмы EMS. Ведь синтезатор обладает весьма внушительными размерами, являясь инструментом сугубо стационарным. Чем-то он напоминает огромный письменный (или компьютерный) стол, под которым находилась двухмануальная (то есть верхняя и нижняя) клавиатура. По сути, он объединял в себе три синтезатора VCS 3 ( которые также выпускались этой фирмой). Для производства звука в синтезаторе задействуются 12 генераторов (для сравнения - синтезатор Минимуг обладает тремя генераторами) . Генераторы Синти-100 были фантастического качества. Также в конструкции инструмента использовался компьютер, маломощный по сегодняшним меркам, но уникальный для того времени. Кроме того, в нем уже тогда был цифровой секвенсор, способный запомнить и воспроизвести 256 шагов.
Эдуард Артемьев рассказывает: "На «Синти-100» звук синтезировался путём настройки многочисленных генераторов и сопутствующих им приборов вручную. Но в нашем «Синти» отсутствовала память — надо было сделать звук и сразу его записать, наш «Синти-100» не запоминал подготовленный звук. Использовали магнитофоны. Сначала стояли несколько стереомагнитофонов, и путём перезаписи, причём с большой потерей качества, фиксировали выстроенные звучания. Ещё имелось две клавиатуры, что давало возможность записывать в два слоя на одну плёнку — находили способы соблюсти качество. Так что, каждый тембр приходилось делать заново, и повторить его уже было весьма проблематично. Даже если знали, как и что надо подкрутить, мы всё равно не могли повторить тембр один к одному — функции ползли, уплывали, и всегда семпл был немного другой".
СИНТИ-100 с "Мелодии".
В начале Смутного Времени, году в 1989м, его с Большой студии на Станкевича (Вознесенский пер.) переместили в тесный подвальчик на ул.Станиславского (ныне Леонтьевский пер.). Там была так называемая Малая Студия "Мелодии". По сути-оттяпанная у Валерия Сухорадо (тогдашний бессменный ген.директор "Мелодии") за бабло каким-то частным коммерсантом с Юга, часть уникального оборудования главной студии была перемещена в это помещение. Там находились отпочковавшиеся от главной студии "Мелодии" её коммерческие ветви, в виде кооперативов Metadigital и Russian Disс, находящиеся во владении того самого предпринимателя. А работали там по договору звукорежиссёрами отличные спецы "Мелодии", в том числе Виктор Глазков, с которым я хорошо знаком.
Весной 1990 года я со своей группой записывал там альбом у Вити. Так вот.
Своими глазами наблюдал как тот самый пылящийся, полуразобранный уникальный монстр СИНТИ-100 печально и величаво стоял в дальнем тёмном углу этого подвала никому не нужный...
Для меня, конечно, это было шоком. Но ещё большее потрясение я испытал, когда года через полтора после этого Виктор мне сообщил, что видел некие фрагменты этого синтезатора на...близлежащей свалке бытового мусора(!) в том же дворе-колодце по соседству. Вполне возможно, конечно, что основные элементы и блоки его и были всё же кем-то спасены и проданы канадцам. Представляю, насколько сложную работу в этом случае пришлось им проделать по его восстановлению...
Вскоре, к середине 90х и тот подвальчик опустел. Оборудование также ушло в неизвестном направлении.
Умирая, эпоха подмяла под себя многое...
Есть информация, что синтезатор был продан сначала одному коллекционеру, а от него инструмент попал в канадский музей музыкальных инструментов.
Добавлю, что к канадцам синтезатор попал в плачевном состоянии и несколько лет ушло на реставрацию. Сейчас инструмент полностью в работоспособном состоянии.
http://www.edwardartemiev.ru/masterskaa-e-artemeva/instrumenty-artemeva/synthi-100/zizn-zamecatelnyh-sintezatorov-sinti-100
https://klem.ru/forum/archive/index.php/t-5374.html